"Захватывающие рассказы о путешествиях". Экстремально интересный сайт Алексея Воронцова

Ссылки на статьи

Я люблю Жигулевские горы! Все о туризме и отдыхе в Самарской области

Как установить простейший парус на надувную лодку "Вояджер 500"

Тайны н-ских штолен

Из Владивостока в Брест на велосипеде

Все о морских катастрофах

20 тысяч корнуэльских кораблекрушений

История гибели галеона "Ваза"

Жертвы Гудвинских песков

Потрясающий подвиг русских моряков

Путешествия на пределе человеческих возможностей

Жещина на коробле- хорошая примета!

Штурм Аннапурны

Победившие смерть

Невероятное путешествие доктора Бомбара

Русский альпинист спасает американских авантюристов

Каталог интересных сайтов

Избранные рассказы Джека Лондона

Путеводитель

Нижний Новгород

Путешествия по Самарской области

Маршрут выходного дня в Ширяево. Как добраться? Время отправления омика от поляны Фрунзе. Фото Ширяева

Гора Верблюд. Фото.Как добраться?

Походы выходного дня по Самарской Области. От Богдановки до Домашки на Лодке Вояджер-500

По Большому Кинелю от Тунгуза до Кинель-Черкасы на двухместной байдарке "Бествей"

По Большому Кинелю от Кинель-Черкасс до Алтуховки на надувной лодке  «BESTWAY RX-3000 RAFT

Поход выходного дня на Туристский остров на лодке «Морской ястреб-2».Как за час можно сэкономить 600 рублей

Сокольи горы. Сокские штольни. Пещера братьев Греве

Гора Тип-Тяв. Ширяеские штольни. Каменная чаша

Жигулевск.Утес Скалистый. Лысая гора. Жигулевская ГЭС. Жигулевское море

Наиболее интересные пещеры и штольни Самарской области

Прогулка по Зимней Самаре

Набережная Самары

Жигулевские ворота. Остров Голодный

Другие сайты Алексея Воронцова:

Социальный маркетинг в России

Советы неравнодушных родителям

 

Серия статей "Все о морских катастрофах"

Жертвы «Песчаного хамелеона»

Если бы удалось поднять сокровища с кораблей, покоившихся в гудвинских песках, и продать их, то вырученной суммы, пожалуй, хватило бы, чтобы выплатить государственный долг страны.
(Из дебатов в палате лордов Британского парламента)

В 6 милях к востоку от юго-западной оконечности Англии, недалеко от устья Темзы, расположено жуткое, проклятое моряками всех стран место. Это знаменитые мели Гудвина- самое большое кладбище кораблей на земном шаре. Страховщики «Ллойда», которые уже три века ведут подсчет всехморских аварий, определяют стоимость погибших на Гудвинских мелях и застрахованных ими за последние двести лет   кораблей минимум в 560 миллионов долларов, а число погибших здесь людей- в 50 тысяч. Гудвинские мели, прозванные за свой характер «песчаным хамелеоном», представляют собой обширную группу песчанных банок, которые местами осухают в малую воду, обнажая двухметровых слой песка. То тут, то там виднеются чернеющие над водой, похожие на могильные кресты мачты с реями, ржавые трубы и наполовину занесенные песком корпуса стальных сухогрузов…
«Песчаный хамелеон» проглатывал свои жертвы без разбора, пожирал все, что попадало ему в пасть.
Парусные корабли имели полукруглое днище, и, когда такой корабль попадал на мель, а с отливом пески осыхали, он ложился на борт. С наступлением прилива мели покрывались пятиметровым слоем воды и течение заливало обреченное судно прежде, чем оно успевало принять нормальное положение. На третий-четвертый день парусник полностью засасывали зыбучие пески.
С параходами и теплоходами дело обстояло немного иначе. Эти суда имели плоские днища и в отлив оставались на ровном киле. Но с первым же приливом течение намывала с одного борта корабля гряду песка, вымывая его из под другого борта. На третий-четвертый день судно опрокидывалось на борт, вода заливала его помещения с палубы. Если пароход оказывался на мели носом или кормой  по направлению к течению, то песок вымывался из-под днища в районе носа и кормы, и пароход разламывался пополам.
В ночь с 26 на 27 ноября 1703 года жертвой «сэра Гудвина» стала эскадра английских кораблей под командованием адмирала Бьюмонта. В те дни на Британские острова обрушился один из самых сильных ураганов. Особенно пострадал район между Бристолем и  Лондоном, где число человеческих жертв достигло 30 тысяч. О том, что творилось в ту страшную ночь на Гудвинских песках, известно из письма, которое спустя несколько дней после катастрофы получил автор «Робинзона Крузо» Даниэль Дефо от своего друга, командира корабля «Шрюсбари» Майкла Норхила. Вот выдержка из этого письма:
«Мы уходим отсюда в плачевном состоянии, ожидая каждую минуту пойти ко дну. Рядом с нами стоял корабль контр-адмирала Бьюмонта «Мэри». Это судно погибло с адмиралом и 300 моряками. Со всеми людьми погиб корабль «Нортумберленд». Со «Стирлинг Касла» спаслось 69 человек. Почти со всей командой погиб и «Ресторейшен». Те, немногие, кому удалось спастись, попали на наш корабль. Шторм имел ужасную силу, ветер так ревел, что заглушал выстрелы из пушек, которыми несчастные пытались привлечь к себе внимание. Наш корабль сорвало с якорей и пронесло в 60-80 ядрах от мелей. Если бы наш запасной якорь сдал, мы бы все утонули. На мелях мы насчитали около 40 торговых кораблей- покалеченных и полузатопленных. Мы с ужасом смотрели, как их моряки карабкались на мачты, взывая о помощи».
В 1802 году на мелях оказался заблудившийся в тумане большой трехмачтовый голландской Ост-Индской компании компании «Фрегейда». Пески засосали его на третий день с пассажирами и моряками. 
Трехсот моряков не досчиталось Британское адмиралтейство в 1805 году, когда в песках завяз военный транспорт «Аврора». Утрата вызвала в Англии взрыв негодования. Возмущенные лондонцы потребовали у парламента  принять меры и в том же году адмиралтейство поставило на отмелях плавучий маяк, который ограждал Гудвинские пески с севера и получил название «Норт Гудвин». С трех других сторон мели оставались не огражденными, и число кораблекрушений почти не уменьшилось. Английский адмирал Кохрейн выдвинул идею поставить мощный маяк в центре Гудвина, но попытка возвести на столь зыбком грунте фундамент маяка окончилась провалом: Гудвин проглотил две баржи с гранитными глыбами и железными сваями… Английским гидротехникам ничего не оставалось делать, как, поставить еще один маяк- «Вест-Гудвин». Но и это не сократило число погибавших на мелях кораблей. Наиболее тяжелыми утратами в то время были крушения в 1814 году английского линейного корабля «К уин» и бельгийского почтово-пассажирского пакетбота. Ненасытный Гудвин засосал в свое чрево всех находившихся на этих судах людей. Укрощение Гудвинских песков шло удивительно медленно…
В 60-х годах прошлого века адмиралтейство приписало к спасательным станциям Рамсгейта и Уолмера несколько паровых буксиров. Это разумное мероприятие вызвало у местных спасателей недовольство. Еще бы! Мощные буксиры, оборудованные паровыми лебедками и кранами, лишили их верного куска хлеба. Между капитанами буксиров и спасателями началась непримиримая вражда, что нередко приводило к печальному исходу.
17 декабря 1879 года, у восточной оконечности Гудвинов, на мель сел новенький анлийский пароход «Соренто». Сел он, как говорится, не намертво, а слегка, носом. Как только это заметили наблюдатели со спасательной станции в рамсчейте, на помощь был послан буксир. Когда он подошел к «Соренто» у его борта уже суетились две шлюпки местных спасателей. Они завозили на шлюпках якоря, канаты которых шли на барабан парового шпиля «Соренто». На попавшем в беду пароходе с радостью приняли трос с прибывшего буксира. Казалось, несколько минут работы на полных оборотах машины, и «Соренто» сойдет с мели. Но в это время одна из шлюпок, бросив завозимых якорь, устремилась к буксиру. Взмах топора, и натянутый, как исполинская струна, трос с визгом упал в воду. Из шлюпки капитану буксира грозили расправой, в воздухе слышались страшные угрозы. Короче паровой буксир убрался восвояси. Попытка стащить «Соренто» с помощью якорей и шпиля так ни к чему и не привела. Вечером того же дня налетел шторм. Артельщики бросились на своих шлюпках к берегу, оставив обреченный пароход на произвол судьбы, и «Соренто» погиб с людьми и ценным грузом.

На основе главы из книги Льва Скрягина "Человек за бортом"

Еще статьи о морских катастрофах

20 тысяч корнуэльских кораблекрушений
Английские историки Ричард Ларн и Клайф Картер в своей книге “Корнуэльские кораблекрушения” зафиксировали около 20 тысяч кораблекрушений только вокруг юго- западной оконечности Англии. На протяжении нескольких веков, вплоть до конца XIX века, жители южного побережья Англии имели мрачную репутацию грабителей, погибающих на скалах судов. Но особой изобретательностью в деле грабежа отличались обитатели островов Силли. Расположенные в 8 милях к юго-западу от мыса Лендз-Энд, они включают в себя 145 островов и больших скал , из которых только 6 обитаемых. Это Сент-Мерис,Треско, Сент-Мартинз, Сент-Агнес, Брахер и Самсон. Их площадь составляет всего 6 квадратных миль; длина самого большого острова Сент-Мерис 2,5 мили, ширина 1,5 мили. С древнейших времен эти острова - место постоянных кораблекрушений. 

История гибели галеона "Ваза".

10 августа 1628 года в гавани Стокгольма собралась толпа горожан, наблюдавших за первым выходом в море галеона «Ваза». Стоило только судну выйти на открытое пространство, первый же сильный порыв ветра повалил его на борт. Вода хлынула через пушечные порты, и к ужасу тех, кто был на судне и многочисленных горожан, судно стало тонуть. На помощь ему бросились матросы на гребных лодках